ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории
Брянской области на 5 сентября 2022 года
1.1. Метеорологическая обстановка (по данным Брянского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центрально-Чернозёмное УГМС»)
5 сентября на территории Брянской области облачно с прояснениями. Ночью без существенных осадков, днем местами небольшой дождь. Ветер северо-западный ночью 3-8 м/с, днём 8-13 м/с. Температура воздуха ночью от 0ºC до +5ºC, днём от +11ºC до +16ºC.""
1.2. Биолого-социальная обстaновка:
На территории области зарегистрировано бешенство 1 домашнего животного (кот) в г.о. Брянск, 1 дикого животного (лиса) в п. Тросна Жуковского района, 1 домашнего животного (собака) в с. Добродеевка Злынковского района, 1 сельскохозяйственного животного (свинья) в д. Шамордино Жуковского м.о.
На территории Брянской области зарегистрировано 171857 подтвердившихся случаев заболевания коронавирусной инфекцией.
1.3. Радиационно-химическая и экологическая обстановка
Радиационный фон в норме.
Метеорологические условия будут способствовать рассеиванию вредных примесей в приземном слое атмосферы (по данным Брянского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центрально-Чернозёмное УГМС»).
1.4. Гидрологическая обстановка
Затопленных населенных пунктов, низководных мостов и участков автодорог нет.
1.5. Лесопожарная обстановка
Действующих очагов ландшафтных пожаров нет.
По состоянию на 14:00 04.09.2022 (по данным Брянского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центрально-Чернозёмное УГМС» и по данным ИСДМ «Рослесхоз») на территории области сохраняется 4 класс пожарной опасности в 15 МО, за исключением 15 МО (г.о. Брянск, г.о. Фокино, г.о. Сельцо, Брянский, Навлинский, Карачевский, Рогнединский, Климовский, Клетнянский, Злынковский, Дубровский, Дятьковский, Выгоничский, Жирятинский районы и Жуковский м.о.) – 3 класс и 1 МО (Красногорский район) – 5 класс.
На 05.09.2022 (по данным ИСДМ «Рослесхоз») на территории области прогнозируется сохранение 4-го класса пожарной опасности в 15 МО, за исключением 15 МО (г.о. Брянск, г.о. Фокино, г.о. Сельцо, Брянский, Навлинский, Карачевский, Рогнединский, Климовский, Клетнянский, Злынковский, Дубровский, Дятьковский, Выгоничский, Жирятинский районы и Жуковский м.о.) – 3 класс и 1 МО (Красногорский район) – 5 класс.
С 22.08.2022 по 09.09.2022 на территории лесных участков области введен особый противопожарный режим (постановлением Правительства Брянской области от 22.08.2022 № 346-п).
Техногенных аварий не произошло.
2. Прогноз возникновения происшествий (ЧС)
Опасные метеорологические явления: чрезвычайная пожароопасность.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
2.1. Природно-техногенные источники происшествий (ЧС)
2.1.1. Риски возникновения аварий на автомобильном транспорте
Вследствие нарушения ПДД на автодорогах области существует вероятность возникновения аварий на автотранспорте с травмированием и гибелью людей.
Наибольшая вероятность характерна для 7 МО: г.о. Брянск, г.о. Клинцы, Брянский, Клинцовский и Почепский районы, Стародубский м.о., Новозыбковский г.о.
2.1.2. Риски возникновения ландшафтных пожаров
В соответствии с метеообстановкой на территории области существует вероятность ЧС и происшествий, связанных с горением сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения и землях сельских поселений. Наибольшая вероятность характерна для муниципальных образований, в которых установился 4 и 5 класс пожарной опасности.
2.1.3. Риски возникновения загораний на полигонах ТБО (в том числе законсервированных) и на свалках мусора в неустановленных местах
Вследствие поджогов сухой растительности вблизи свалок и полигонов ТБО, в том числе законсервированных, сжигания мусора на местах образования свалок мусора в неустановленных местах существует вероятность возникновения очагов горения с последующим задымлением территорий приближенных населённых пунктов и ухудшения экологической обстановки. Наиболее вероятно возникновение на территории 8 МО: г.о. Брянск, Новозыбковский г.о., Стародубский м.о., Жуковский м.о., Дятьковский, Трубчевский, Погарский, Севский районы (согласно аналитических данных).
2.2.Техногенные источники происшествий (ЧС)
2.2.1. Риски возникновения техногенных пожаров (взрывов бытового газа)
На территории Брянской области существует вероятность возникновения техногенных пожаров (взрывов бытового газа) с травмированием и гибелью людей в жилом секторе, на производственных объектах, объектах административного и социального назначения (источник происшествий – нарушение правил эксплуатации газового оборудования, неосторожное обращение с огнем). Наиболее вероятно возникновение техногенных пожаров в г.о. Брянск, г.о. Клинцы, Выгоничском, Севском, Суземском, Трубчевском, Навлинском, Карачевском и Брянском районах (согласно расчетно-статистических данных).
2.3. Биолого-экологические и социальные источники чрезвычайных ситуаций
2.3.1. Риски возникновения эпизоотий
В связи с выявленными случаями бешенства 1 домашнего животного (кот) в г.о. Брянск, 2 диких животных (лиса) в п. Тросна Жуковского района, (собака) с. Добродеевка Злынковского района, 1 сельскохозяйственного животного (свинья) в д. Шамордино Жуковского м.о.
2.3.2. Риск ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки
Возникновение эпидемий на территории Брянской области не прогнозируется.
3. Рекомендованные превентивные мероприятия:
3.1. Общие рекомендации:
Руководителям ФиТП РСЧС, организаций и учреждений в части, касающейся:
Организовать:
- доведение оперативного ежедневного прогноза до подведомственных организаций, учреждений и населения;
- своевременный сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области ЗНТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- уточнение расчетов СиС (с учетом резерва), материальных и финансовых средств для ликвидации ЧС;
- информирование (подготовку) персонала и населения по действиям в ЧС, через официальные сайты, в том числе через СМИ, с учетом характерных рисков;
- контроль обеспечения бесперебойной подачи электро-, газо-, и водоснабжения в жилые дома, производственные объекты и объекты социальной инфраструктуры;
- уточнение сведений в электронных паспортах территории по наиболее характерным рискам.
При возникновении предпосылок ЧС, немедленно информировать старшего оперативного дежурного ЦУКС ГУ МЧС России по Брянской области и принимать все необходимые меры для смягчения последствий.
3.2. Рекомендации по рискам:
По риску аварий на автомобильном транспорте
Руководителям учреждений здравоохранения, руководителям органов местного самоуправления совместно с автотранспортными предприятиями:
- обеспечить готовность привлечения специализированных экстренных служб, спецтехники и пассажирского транспорта.
Для населения:
- во время движения соблюдайте скоростной режим и дистанцию.
По риску возникновения ландшафтных пожаров:
Руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области, организациям:
- организовать своевременное реагирование по каждому случаю выявления очагов природных пожаров, задымлений и термоточек посредством космического мониторинга, видеомониторинга, сообщений граждан;
- подготовить для возможного использования имеющуюся пожарную, водовозную и землеройную технику;
- обеспечить контроль за работоспособностью таксофонов в населенных пунктах с возможностью вызова подразделений пожарной охраны, в районе выезда которого находится населенный пункт;
- проверить работоспособность звуковой системы оповещения населения;
- обеспечить населенные пункты первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, определить места их сосредоточения;
- обеспечить приведение в надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения, проездов к зданиям, сооружениям;
- проводить своевременную очистку территории населенного пункта и противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора;
- проводить тщательные осмотры торфяников по факту обнаружения термоточек и возгораний;
- организовать рейды с привлечением должностных лиц районных и городских администраций, принимать меры административного наказания;
- оснастить ОГ первичными средствами пожаротушения;
- ежедневно проводить анализ данных о несанкционированных палах, с целью определения мест наиболее частых возгораний и интервалов времени, когда они происходят, использовать данную информацию при планировании маршрутов ОГ и проведения рейдов.
В соответствии с классом пожарной опасности по условиям погоды Главному управлению МЧС России по Брянской области совместно с территориальным звеном РСЧС Брянской области:
3-й класс пожарной опасности по условиям погоды:
- рекомендуется организовать проведение наземного патрулирования с 10 до 19 часов на участках, отнесенных к первым трем классам пожарной опасности, и особенно усилить в местах работ и в местах, наиболее посещаемых населением;
- рекомендуется проводить авиационное патрулирование 1-2 раза в течение дня с 10 до 17 часов. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах осуществлять с 10 до 19 часов, на пунктах приема донесений - с 10 до 17 часов. Во время отсутствия занятости по тушению ранее возникших лесных пожаров пожарным командам, в полном составе с 10 до 19 часов находиться в местах дежурства. Противопожарный инвентарь и средства транспорта, предназначенные для резервных команд и рабочих, привлекаемых из других предприятий, организаций и населения, должны быть проверены и приведены в готовность к использованию. Усилить противопожарную пропаганду, особенно в дни отдыха. По местным радиотрансляционным сетям периодически передавать напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу. Возможно ограничение разведения костров и посещения отдельных участков.
4-й класс пожарной опасности по условиям погоды:
- рекомендуется организовать проведение наземного патрулирования с 8 до 20 часов в местах работ, нахождения складов и других объектов в лесу, а также в местах, посещаемых населением, независимо от класса пожарной опасности, к которому отнесены участки. Авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день по каждому маршруту.
- дежурство на пожарных наблюдательных пунктах проводить в течение всего светлого времени. Наземные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в течение всего светлого времени дня должны находиться в местах дежурства в полной готовности к выезду на пожар. Пожарная техника и средства пожаротушения должны находиться в полной готовности к использованию. Резервные пожарные команды лесхозов должны быть предупреждены и приведены в полную готовность. Закрепленные за ними противопожарный инвентарь и средства транспорта должны быть проверены и находиться в местах работы команд или вблизи этих мест.
- по ретрансляционным сетям должна проводить двух или трехразовая передачу напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу. Организовать передачу таких напоминаний также в пригородных поездах и в автобусах, на железнодорожных платформах и автобусных остановках в лесных районах, вблизи городов и крупных населенных пунктов. Систематически проводить передачу указанных напоминаний с самолетов и вертолетов при патрульных и специальных полетах.
- в конторах лесхозов организовать дежурство ответственных лиц в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов. У дорог при въезде в лес по согласованию с местными органами МВД устанавливать щиты-сигналы, предупреждающие об опасности пожаров в лесах. При прогнозировании длительного (более 5 дней) периода с отсутствием осадков отдельные группы (бригады) из наземных пожарных команд с пожарной техникой и средствами транспорта должны быть сосредоточены по возможности ближе к участкам, наиболее опасным в пожарном отношении.
- ограничивать посещение отдельных наиболее опасных участков леса, запрещать разведение костров в лесу.
5-й класс пожарной опасности по условиям погоды:
- наземное патрулирование лесов рекомендуется проводить в течение всего светлого времени, а в наиболее опасных местах - круглосуточно. В помощь лесной охране и временным пожарным сторожам для патрулирования привлекать рабочих и служащих лесхозов, пожарные дружины и милицию.
- дежурство на пожарных наблюдательных вышках и на пунктах приема донесений проводится как и при IV классе пожарной опасности. Численность наземных команд увеличивается за счет привлечения в команды постоянных рабочих и служащих лесхозов.
- наземным командам дополнительно придается техника с производственных работ (бульдозеры, тракторы с почвообрабатывающими орудиями, автотранспорт). Отдельные бригады из состава команд, при сохранении основных сил и средств пожаротушения в местах постоянного базирования, сосредотачиваются, по возможности, ближе к наиболее опасным участкам. Команды должны находиться в назначенных им местах сосредоточения круглосуточно в состоянии полной готовности к выезду на пожар (если они не заняты на тушении пожаров).
- готовность резервных команд лесхозов такая же, как и при IV классе пожарной опасности. Резервные команды при необходимости должны быть пополнены за счет привлечения в их состав добровольных пожарных команд, а также рабочих и служащих лесозаготовительных и других предприятий и организаций, работающих в данном районе. Противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена. Передачи с напоминанием об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2-3 часа. В пригородных поездах, в автобусах, на железнодорожных платформах и автобусных остановках в лесных районах такие передачи проводятся систематически. Увеличивается продолжительность полетов самолетов и вертолетов для передачи указанных напоминаний с помощью звукоусилительных установок.
- необходимо максимально ограничить въезд в леса отдельных лесничеств, лесхозов средств транспорта, а также посещения леса населением. Закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты-сигналы, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются контрольные посты из работников лесной охраны и милиции. В конторах лесхозов, лесничеств и других работающих в лесах предприятий, учреждениях и организаций на весь период чрезвычайной пожарной опасности организуется круглосуточное дежурство.
По риску происшествий, связанных с возникновением загораний на полигонах ТБО (в том числе законсервированных) и на свалках мусора в неустановленных местах:
Руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области, организациям:
- провести проверку ограждений, обвалований, противопожарных разрывов полигонов ТБО, в том числе законсервированных;
- провести (обновить) опашку полигонов ТБО;
- обеспечить проведение патрулирований полигонов ТБО и свалок мусора в неустановленных местах;
- принять меры для ликвидации свалок мусора в неустановленных местах;
- обеспечить контрольно-пропускной режим к полигонам, исключить бесконтрольный доступ посторонних лиц;
- увеличить пропаганду среди населения по недопущению устройства несанкционированных свалок;
- обеспечить проведение инструктажей с собственниками полигонов ТБО, по мерам противопожарной безопасности;
- спланировать работу органов управления, сил и средств на случай возможных возгораний и ликвидации их последствий.
Для населения:
- строго соблюдать требования пожарной безопасности, не разводить костры вблизи полигонов ТБО и свалок мусора, не поджигать мусор.
В целях снижения негативного влияния возможного задымления на категорию людей больных бронхитом и бронхиальной астмой рекомендуется:
- плотно закрывать окна двери в помещениях;
- в жилых и рабочих помещениях задействовать устройства для увлажнения воздуха;
- снизить физические нагрузки;
- как можно реже выходить на улицу без надобности;
- носить марлевые повязки;
- употреблять как можно больше жидкости.
По риску возникновения техногенных пожаров
Руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области, организациям:
- организовать с населением разъяснительную работу через СМИ по соблюдению правил противопожарной безопасности, безопасной эксплуатации газовых приборов;
- организовать доведение информации до руководителей СЗО, ВПОО, складов ГСМ;
- организовать информирование населения.
Начальникам пожарно-спасательных гарнизонов совместно с руководителями органов местного самоуправления:
- организовать ведение учета количества постояльцев на объектах с ночным пребыванием, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- обеспечить противопожарную безопасность населенных пунктов.
Для населения:
- строго соблюдать правила пожарной безопасности на производстве и в быту;
- рассказывать детям о правилах противопожарной безопасности.
По риску ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки:
По риску возникновения очагов бешенства домашних животных:
- обеспечить проведение необходимых карантинных мероприятий по ликвидации распространения заболеваний бешенством диких и домашних животных в районах, где введен карантин;
- осуществить проведение разъяснительной работы с населением и руководителями хозяйств всех форм собственности по опасным заболеваниям, принятию мер по профилактике заболеваний животных;
- ЕДДС муниципальных образований, где зарегистрированы очаги бешенства животных, организовать взаимодействие с заинтересованными службами, проводить уточнение и обобщение информации о складывающейся обстановке (ведение базы данных).
Для населения
Для предотвращения распространения бешенства животных:
- владельцы животных должны строго соблюдать правила содержания животных;
- перед выездом на дачные участки или на отдых в различные районы Брянской области необходимо заблаговременно подготовиться и привить своих животных против бешенства.
Старший оперативный дежурный
ГУ МЧС России по Брянской области
подполковник вн. службы А.Н. Кашликов |