В связи с 105 – летним юбилеем со дня рождения нашего земляка Ростислава Евгеньевича Алексеева, в Новозыбковском филиале ГАПОУ «БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева», в целях воспитательно - познавательных мероприятий были проведены классные часы на тему «Летучие корабли».
Обучающиеся узнали, где родился Ростислав Евгеньевич, вырос, какая у него была семья, личная жизнь и карьера.
Кораблестроитель родился 18 декабря 1916 года в Новозыбкове Черниговской губернии Российской империи. Сейчас это город в Брянской области.
Живость ума, прозорливость и целеустремленность Ростислав Алексеев унаследовал от отца и матери — агронома, члена Академии наук Белорусской ССР Евгения Кузьмича и учительницы русского языка Серафимы Павловны. Анатолий, старший брат Ростислава, пропавший без вести в 1941 году, трудился радиоинженером. Сестры Галина и Маргарита тоже занимались точными науками: одна стала кандидатом физико-математических наук, другая — архитектором. "
Страсть к судостроению в Ростиславе Алексееве проснулась еще в детстве. В 14 лет он смастерил свою первую лодку – совсем простенькую, но без труда держащуюся на волнах. В 16 лет была построена первая яхта. Самое ценное изобретение Ростислава Алексеева в юные годы — яхта-швертбот «Пират», собранная в 1935 году для любительской регаты.
В парусном спорте Ростислав остался надолго. Яхты для соревнований он мастерил сам, чем особенно изумлял жюри. «Самопальные» суда ничуть не уступали по скорости и маневренности дорогостоящим плавучим сооружениям соперников, а во многом даже превосходили.
В 1933 году семья Алексеевых переехала в Нижний Новгород.
Ростислав Алексеев закончил Горьковский индустриальный институт им. А. А. Жданова. В октябре 1941 года он защитил диплом по теме «Глиссер на подводных крыльях» и стал инженером-кораблестроителем. Уже тогда, в 25 лет, парень мечтал создавать крылатые корабли.
Со своей женой, Мариной, Ростислав Алексеев познакомился когда был еще студентом. Он избрал путь кораблестроителя, а она училась на химическом факультете. 6 июня 1941 года молодые люди сыграли свадьбу и с тех пор не расставались. У них было двое детей Татьяна дочь и сын Евгений.
Во время войны, в ноябре 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР получил чертежи судна на подводных крыльях (СПК), назначение которого — истреблять подводные лодки. Идея показалась ему слабой. Но Ростислав не терял надежду пустить свои наработки в производство. Он вывозил опытные образцы на Волгу, укреплял крылья, вновь и вновь выверял устойчивость судна.
На стороне Ростислава Алексеева оказалось руководство завода «Красный Сормов», где в военные годы вместо кораблей собирали танки. Несмотря на загруженность производства, конструктору выделили 2 часа в день на создание своего СПК. Итоговый образец спустили на воду в апреле 1943 года. Он развивал скорость до 30 км/ч. Ни одно изобретение Ростислава Алексеева не допустили в помощь Красной армии, хотя он регулярно предлагал чертежи и идеи. Может, это и к лучшему: изобретателю больше нравилось проектировать «мирные» корабли.
В 1954 году предложение Ростислава Алексеева о создании пассажирского катера на подводных крыльях. Вначале были отказы. Но, несмотря на сложности, 8 мая 1957 года на воду встал теплоход «Ракета» вместимостью до 66 человек. С тех пор Ростислав Алексеев ежегодно выпускал пассажирские СПК — «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник». Некоторые из них до сих пор бороздят водную гладь России.
Следующим из его достижений были экранопланы. Итоговый образец взмыл в воздух в июле 1961 года. Он разгонялся до 200 км/ч. На испытаниях присутствовал лидер СССР Никита Хрущев. Спустя 11 месяцев на воду спустили «КМ» — экраноплан, который за рубежом называли «Каспийский монстр». На момент создания это было самое крупное и тяжелое летательное судно в мире.
Заслуги Ростислава Алексеева признали лишь в 1962 году. Ему вручили Ленинскую премию, а также представили к почетному званию «Заслуженный изобретатель РСФСР».
В январе 1980 года во время испытания очередной версии экраноплана Ростислав Алексеев получил травму. Она повлекла развитие перитонита. Пришлось провести 4 операции, но их оказалось недостаточно. 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича не стало. Причиной смерти стал плеврит. Попрощаться с создателем крылатых кораблей собралась половина Нижнего Новгорода. Тело захоронили на Бугровском кладбище. На могиле установлен бронзовый бюст Ростислава Алексеева.
Награды
• 1951 — Сталинская премия II степени
• 1962 — Ленинская премия
• 1962 — Заслуженный изобретатель РСФСР
• 1984 — Государственная премия СССР
• Орден Октябрьской Революции
• Орден «Знак Почета»
• Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
• Медаль «Ветеран труда»
• Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
• Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» |